Святость художника Ефима Честнякова

Как часто это бывает в России, имя оригинального, самобытного художника становится известным только после его смерти. Художника Ефима Васильевича Честнякова широкие круги зрителей открыли для себя только в 1977 году. А ведь с его работами был знаком сам Илья Репин, который отмечал несомненный талант художника из деревни Шаблово. Он даже считал, что учиться Честнякову не надо, так как он уже сложившийся мастер со своей особой манерой художественного письма.

Мечта Ефима учиться в Петербурге и заслужить признание не осуществилась, потому что вскоре пришлось возвратиться в свою деревню. Родительский дом, хозяйство очень нуждались в его мужских руках. Времена были сложные, многое пришлось переосмысливать, думать и делать выводы. В революционной России менялась и переустраивалась жизнь.

Твёрдое убеждение Ефима о «необходимости одухотворить жизнь» отражалось в тематике его картин. В картинах царствуют идиллические сценки, жизнь, полная благопристойности и осознания высокого предназначения человека. Каждый в этой фантастической жизни ощущает насущную потребность в самоограничении, в бескорыстной коллективной работе.

В 1917 году Честняков с увлечением начинает работать преподавателем художественной студии. Затем у него возникает идея создать детский сад в Шаблове. «Зажечь огонь духовности в каждом человеке, сформировать духовную сущность людей, чтобы они могли постичь мир во всей его красоте и глубине», — писал он.

Шабловские мужики с удовольствием помогали Ефиму в устройстве школы. И дела шли успешно, как впоследствии вспоминали бывшие ученики. Дети учились рисовать, лепить, участвовали в театральных постановках, играли на различных музыкальных инструментах, которых у Ефима Васильевича было множество и многие из которых он делал сам.

Но примерно в 1925 году прекрасное начинание было уничтожено постоянными конфликтами с пролеткультовским чиновничеством. Праздники, которые были близки народу и из поколения в поколение несли своё благотворное воспитание через яркую театральность, через единение с временами года, с природой – все оказались под запретом. Честняков очень огорчался в связи с потерей этих прекрасных церковных и языческих праздников. «Эх, малолеточек жалко!», — восклицал он.

Завёл он себе тачку, в ней возил костюмы и игрушки, маски, свистульки, гармошки. Приходил в какую-нибудь деревню, собирал детишек, наряжал их, раздавал им раскрашенные подсолнухи. И это весёлое шествие отправлялось по дворам с песнями: «Коляда, коляда, пришла к такому-то во двор!». Детишек награждали шаньгами, которые потом поровну делились между всеми.

Постепенно жизнь Ефима Васильевича изменилась к худшему. Мать умерла, сестра стала жить своим домом и от своей части дома в пользу сестры Ефим отказался сам. Родительский же дом отобрала новая власть. Ефима стали сторониться люди: «Молодой, красивый, а не женится. Нигде не работает, живёт в овине, картинки рисует, да с детишками забавляется!».

Вскоре его сестру обвинили в троцкизме, судили. Он очень её жалел, постоянно посылал посылки в тюрьму. Сам он жил крайне бедно. Обедал квасом с луком, томлёным в печке. Мясо и рыбу хищную не ел, от угощений часто отказывался: «Я сыт!».

Жалел всякую тварь: и комара, и клопа, и таракана. Деревья жалел: ни веточки не срубит, а ведь печку-то топить надо! И всегда у него в овине холод стоял. Люди приносили ему еду, пускали его к себе на печку погреться. Денег у него никаких не было, ведь он не служил, в колхозе не работал.

Необычное для человека поведение явно спасало Честнякова от ареста, от требования отречься от сестры, а ведь это было в порядке вещей в то время. Что взять с дурачка, с юродивого? У него ни семьи, ни работы, ни дома. О политике он говорить избегал, ни к какой организации не принадлежал, зарплату не получал, нигде и ни в чём участия  не принимал.

И жизнь и поведение Честнякова являлись протестом против лжи и обмана, против диких новых порядков. Окружающие его не понимали, но чувствовали, что он может помочь советом и часто обращались к нему с разными просьбами. Например, оказалось, что он обладает даром предвидеть будущее. Нашлось большое число свидетелей, которые утверждали, как вольно или невольно, но он угадал их судьбу, какое-либо событие, говорили, что он угадывал даже мысли.

То, что Ефим Васильевич имел хорошую голову и аналитический ум убеждает такой факт: было объявлено, что фермы будут укрупнять и сенокос на Илейно закрывают. Крестьяне обрадовались: «Вот и хорошо, не надо в такую даль ходить!». А Ефим рассердился: «Дураки вы, дураки!», поклонился до земли: «Прощай, Илейно!». Действительно, когда огромные стада стали выпускать пастись, то они не столько ели, сколько вытаптывали зелень. А мелиораторы внесли и свою губительную лепту. В результате не стало у деревни ни травы, ни земли!

Земляки Честнякова дружно уверяют, что он обладал даром исцеления. Стоило ему только дотронуться руками, как проходила любая хворь. Люди поверили в святость художника и его картины старались прикрепить поближе к иконостасу, а глиняные фигурки ставили за лампадками.

Когда Ефим умер, его гроб хотели нести все. А когда хоронили, налетели какие-то белые мотыльки и люди очень удивлялись, говорили, что это было знамение. На могилу его ходят, чтобы набрать земли, которая, говорят, исцеляет. Приходится постоянно приводить могилу в порядок, заравнивать образовавшиеся норы.

В Шаблове под горой бьёт ключ. Этот ключ очень любил Ефим Васильевич. Каждое утро он в нём умывался. Люди говорят, что там ему являлась Богородица. Рядом с ключом сделана скамейка, на которой люди оставляют цветы и полотенца в качестве подношения за целебную воду. После смерти Честнякова люди назвали ключ Ефимовым ключом.

А вот небольшая подборка картин удивительного художника Ефима Васильевича Честнякова:

This SimpleViewer gallery requires Macromedia Flash. Please open this post in your browser or get Macromedia Flash here.
This is a WPSimpleViewerGallery

Популярность: 25%

Самые комментируемые записи

  1. Медицинский центр Санатера. (168)
  2. Как путешествовать дешево. (15)
  3. Вкусный папоротник «Орляк». (11)
  4. Зависимость питания и здоровья от группы крови. (10)
  5. Названия чисел больше миллиона. (10)
  6. Моя надежда: капли Скулачева (10)
  7. Список опасных консервантов в продуктах питания. (9)
  8. Перекись водорода и водка с маслом. (9)
  9. Путешествие в Аркаим – страну ариев. (8)
  10. Картины (7)

Прокомментировать

Subscribe to RSS Feed